Статьи др.Косса

Комплексный подход к профилактике, лечению и реабилитации ортопедо-неврологических патологий у пилотов-воздухоплавателей

В.В. Косс, к.м.н., Селезнева Ю,А., к.п.н., доцент, Мануковский В.А. к.м.н., В.Г. Медведев, к.п.н., доцент, Горелов И.В. к.м.н.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Научно-медицинский центр «Софиатрия», Москва, Россия

Информация для связи с автором: vkoss@mail.ru
Ключевые слова: воздухоплавательный спорт, спортсмен-пилот, диагностика ОДА и нервной системы, травматизм, неврология, биомеханика, интегративный подход, спортивная техника, спортивная неврология, Косс
Актуальность. Высокий травматизм в современном спорте стоит отдельной проблемой у тренеров, спортсменов и врачей, что зачастую приводит к снижению качества тренировок, а иногда, при длительной остановке тренировочного процесса, к прекращению занятий любимым видов спорта. Развитие высоких технологий, скоростей, достижение сверхновых результатов, порой, некачественное медико-биологическое сопровождение с малого возраста, физическая неподготовленность приводит профессиональных спортсменов к все более частым, неспецифическим и сложным травмам опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

В этой статье мы рассмотрим специфику нейро-ортопедических травм у относительно молодого, но активно развивающегося вида спорта – воздухоплавательного спорта.

Из нашей врачебной практики мы видим, что спортсмены-пилоты тепловых аэростатов, обращаются к нам с жалобами на боли в области пояснично-крестцового отдела позвоночника, на боли в области шеи, плечевых суставов, локтевых и коленных суставов.

Воздухоплавательный спорт является сравнительно молодым видом спорта и ведет свой отчет со второй половины прошлого века. Стабильное проведение соревнований в России в этом году насчитывает ровно 30 лет (первый чемпионат СССР проведен в городе Рыльске в 1991 году).

Под воздухоплавательным спортомпонимается физическая и интеллектуальная деятельность спортсменов, направленная на развитие и совершенствование спортсмена-пилота в искусстве управления аэростатом с целью соревнования с другими спортсменами-пилотами, а также расширение возможностей человека и техники. Спортивные соревнования способствуют совершенствованию техники пилотирования, раскрывают возможности теплового аэростата, тем самым увеличивая зону безопасности во время тренировочных и демонстрационных полётов в спорных метеоусловиях и при полетах в новых или географически сложных районах [24].

Воздухоплавательный спорт является сложным авиационно-техническим видом спорта, где высоко результативная работа спортсменов-пилотов в значительной мере зависит от работы спортсменов-техников [23].

Спортсмены-техники отвечают за слаженную работу по подготовке тепловых аэростатов к полетам, сборку и разборку оборудования, рассчитывают наземный маршрут «команды подбора» в соответствии с траекторией полета теплового аэростата под управлением спортсмена-пилота, ведут радиообмен со спортсменом-пилотом, осуществляют доставку оборудования для полета на место старта и «подбор» спортсмена-пилота по завершении полета. Обычно, спортивный экипаж теплового аэростата составляет 4 человека – пилот, штурман, водитель и штурман наземной команды.

Введение. В ходе подготовки и выполнения полета и пилот, и команда вместе выполняют значительные физические нагрузки. Вес оборудования теплового аэростата АХ-7 составляет порядка 250 кг. При подготовке к полету все оборудование необходимо разгрузить и собрать, после полета – разобрать и загрузить в прицеп. Наиболее частым следствием перегрузок при сборке/разборке оборудования являются перегрузка сегментов пояснично-крестцового отдела позвоночника, и, как следствие, формирование межпозвонковой грыжи в поясничном отделе позвоночника, а также перегрузка мягких тканей суставов (связок, сухожилий, хрящей и капсулы), что приводит к хроническому отеку и воспалению околосуставных тканей. Примером, может являться перегрузка правого плечевого сустава, пребывающего в постоянном изометрическом напряжении во время управления аэростатом.

В процессе осуществления полета условия работы пилота и команды существенно отличаются. Пилот в течении нескольких часов находится в условиях ограничения движений: в основном, в положения стоя, держа одну руку вытянутой вверх – работая горелкой, чтобы регулировать высоту полета теплового аэростата. Длительное ограничение движений и статичная поза дает значительную нагрузку на позвоночник и плечевой пояс. При этом пилоту необходимо быть сосредоточенным и готовым к любым, возникающим в ходе полета ситуациям, например, к частой смене направления ветра и поиску необходимого направления путем вертикального перемещения аэростата для точного выполнения спортивных заданий. Эта специфика требует хорошей физической подготовки, у пилота должна быть развита пластичность нервной системы, что дает возможность профилактировать травматизм при быстром изменении функциональных задач суставов, позвоночника и периферических нервов.

Наиболее критичным, с точки зрения возможности получить травму, является приземление при вертикальной скорости более 3 м/с (порядка 10 км/ч) и горизонтальной – более 7 м/с (порядка 23 км/ч). При резком столкновении с землей и волочении корзины по неровной поверхности значительно возрастает нагрузка на позвоночник, тазобедренные, коленные и голеностопные суставы, возможны компрессионные переломы позвоночника, различные травмы коленей, переломы голеностопа.

К травмоопасным условиям работы команды теплового аэростата можно также отнести перемещение в автомобиле по пересеченной местности с характерной для этого «тряской», которая неблагоприятно сказывается на здоровье позвоночника.

Разбор нештатных случаев приземления тепловых аэростатов на ежегодном семинаре по безопасности полетов показывает, что явные, открытые травмы (переломы) при приземлении являются очень большой редкостью – максимум 1-2 раза в сезон для 100-150 пилотов и штурманов. Тогда как, так называемые, скрытые травмы (грыжи, растяжения, перенапряжение мышц плечевого пояса, боли в суставах и т.п.), по нашему опыту, – явление среди пилотов довольно распространенное. На наш взгляд, это связано с недостаточной проработанностью блока общефизической подготовке в системе подготовки спортсменов-пилотов и спортсменов-техников в воздухоплавательном спорте.

На что же должны обратить внимание спортсмены и тренеры по подготовке спортсменов-пилотов к тренировкам и соревнованиям, дабы снизить к минимуму возможные травмы: 1) функциональная готовность Центральной нервной системы – спортсмен должен быть уравновешенным, спокойным, но при этом активным, с быстрым и гибким мышлением. Хороший сон, оптимальный уровень мозгового кровотока, отсутствие проблем в шейном отделе позвоночника – это основные критерии эффективности работы ЦНС; 2) оптимальный вес и хорошая физическая готовность мышц и суставов тела пилота. Нельзя допускать избытка массы тела, необходимо применять ОФП на предсоревновательном этапе таким образом, чтобы быть готовым к специфическим нагрузкам в данном виде спорта; 3) диспансеризация, на которой выявляется функциональная готовность других органов и систем к нагрузкам и оптимальной жизнедеятельности.

Исходя из нашего практического опыта, мы рекомендуем следующий алгоритм работы со спортсменов для максимального снижения травматизм, а также возможной коррекции ОДА, ЦНС и ПНС у пилотов.

Научно-методические рекомендации:

Использование комплексного, системного подхода в диагностикенарушений опорно-двигательного аппарата и нервной системы у спортсменов различного уровня профессионализма, позволяет повысить эффективность реабилитации, а главное профилактировать спортивный травматизм, за счёт разумного использования достоинств различных методов, среди которых: клинический осмотр, транскраниальная электромиография, накожная и стимуляционная электронейромиография, магнитно-резонансная томография, магнитно-резонансная ангиография сосудов, доплерография, изокинетическая динамометрия, динамометрия взаимодействия с опорой, биомеханический анализ техники двигательных действий. Порядок решения задач проводимой диагностики включал: жалобы, анамнез, первичное определение локализации травмы, проведение противовоспалительных и обезболивающих процедур, установление причины нарушений опорно-двигательного аппарата и установление причин «неслучайных» травм. Комплексная методика нейробиомеханической диагностики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата спортсменов дает необходимую информацию для спортивного врача, ортопеда, невролога и нейрохирурга о возможности обойтись без операции и полностью восстановить функциональную активность методами консервативного лечения. Совмещение методов нейрофизиологии, неврологических обследований и биомеханики формирует максимально полную картину причин и следствий нарушений двигательной сферы человека. Особенности спортивной двигательной деятельности предполагают наличие регулярных повторных нагрузочных воздействий на организм, и при сформированной у спортсмена патогенетической двигательной программе выполнения спортивных двигательных действий возможно неоднократное возникновение повторяющихся травм. В связи с этим предлагаемая комплексная методика диагностики рекомендуется к включению в углубленное медицинское и этапное комплексное обследование спортсменов для профилактики «неслучайного» травматизма.

Анализ длительной практики с спортсменами-пилотами тепловых аэростатов спортивного врача на базе Научно-медицинского центра «Софиатрия» показал, что при довольно частых случаях обращения спортсменов с жалобами на боли в шее, спине, ноге или суставе после проведения соответствующего лечения со стороны неврологии и травматологии, эти пациенты вскоре обращались повторно с теми же жалобами. Обычно период повторного обращения таких спортсменов составлял 3-7 дней – срок, когда действие от обезболивающих и противовоспалительных процедур и препаратов прекращался. Тем самым, данная категория пациентов требовала особого внимания поскольку традиционное лечение многим спортсменам не помогало даже при выявлении изменений на МРТ или УЗИ. Очень часто, к сожалению, эффект от лечения был либо кратковременным, либо вообще не наступал, при этом на МРТ и электромиографии мы не могли найти закономерной патогенетической картины между жалобами и исследованиями. Как правило, боли носили склеротомный характер и не являлись следствием воздействия на невральные структуры, что говорит о миофасциальном синдроме, а значит, об ортопедо-неврологичекой этиологии с биомеханическими изменениями стереотипов движений. При этом в 5% случаев приходилось проводить эндоскопическую декомпрессию корешка, при секвестрированных грыжах.

Длительное наблюдение за спортсменами, имевшими повторные обращения к врачу с идентичными жалобами, выявило проблему в особенностях их спортивной деятельности. Двигательную сферу спортсмена обычно составляют сложнокоординационные движения, имеющие частое микротравмирующее воздействие на ткани определенных участков тела (поясничный отдел, шейный отдел, суставы). Повторное выполнение таких движений как за одну тренировку, так и на протяжении всей спортивной карьеры постепенно формируют патологически неправильный условный двигательный акт, что приводит к частой микротравматизации связки, хряща, капсулы, мышечной системы или сухожилия и со временем вызывает локальную боль, что является поводом для обращения спортсмена к доктору. Как правило, изменив сложившиеся «стереотипы» движения можно максимально снизить травмирующее воздействие, и, следовательно, избежать повторного обращения к доктору в будущем. Для достижения максимального эффекта в лечении спортивных травм, а также для успешного их предупреждения требуется комплексная методика диагностики двигательных нарушений с позиции нейрофизиологии и биомеханики. В состав методики комплексной диагностики входят: клинический осмотр невролога и ортопеда, транскраниальная электромиография, электронейромиография, магнитно-резонансная томография, магнитно-резонансная ангиография сосудов, доплерография, плантоскопия, изокинетическая динамометрия, динамометрия взаимодействия с опорой, биомеханический анализ техники двигательных действий. Далее сбор всей информации спортивным врачом и представления плана лечебно-профилактических мероприятий.

Практические рекомендации. Использование комплексного подхода позволяет снизить травматизм, за счет устранения патологических звеньев в биомеханике, повысить эффективность, при необходимости процессов восстановления, за счёт разумного использования достоинств различных методов, которые в отдельности имеют свои ограничения [2, 14, 26]. В виду индивидуальных причин возникновения травм и особенностей протекания различных нарушений опорно-двигательного аппарата строго определенной последовательности применения различных методов нет, но при этом сложился некоторый порядок решения задач проводимой диагностики.

1. Первичное определение локализации травмы. По текущей симптоматике при помощи методов клинического осмотра, рентгена, УЗИ и МРТ выявляются нарушения анатомической целостности тканей и ограничение функции.

2. Проведение мобилизирующих, противоотечных, противовоспалительных процедур. В зависимости от характера травмы применяются как медикаментозные, так и немедикаментозные методы. При отсутствии очагов инфекции используются медикаментозные (блокады, капельницы, фармакопунктура), мануальные, рефлексотерапевтические (иглотерапия, электроиглотерапия), физиотерапевтические процедуры (лазер, УВТ, электромагнитная терапия, ЛФК, массаж, электромиостимуляция). Снятие отёков и острых воспалений позволяет воздействовать на патогенетическую цепочку травмы, а также применить последующие методы выяснения причины травмы.

3. Установление причины нарушений опорно-двигательного аппарата. Внешняя нагрузка может вызвать нарушения различных систем организма. Восстановление цепочки последовательных изменений в организме позволяет установить причину травмы в каждом конкретном случае. Нейрофизиологические тесты, такие как нейромиография, диагностическая транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), в таких случаях помогают определить скорость распространения импульса от головного мозга через спинной мозг в корешки и к мышечной системе, наличие задержки импульса и участок, на котором она определяется, наличие излишнего напряжения в мышцах (триггерах), туннельного синдрома, перегрузки в отделах позвоночника. Ортопедический осмотр и тестирование опорно-двигательного аппарата, выявление патологии стопы – нарушение амортизационной функции, выявление статических деформаций [5, 6]. Биомеханические тесты, такие как скоростно-силовые тесты на изокинетическом динамометре, дополняют картину нарушений опорно-двигательного аппарата объективными данными о функциональной асимметрии, вызванной причиной травмы.

Используя описанные методы определяется первопричина травмирующего воздействия, следствием чего были вызваны соответствующие нарушения опорно-двигательного аппарата. На основе полученной информации определяется последовательность комплексного лечения для полного восстановления пораженных сегментов тела.

4. Установление причин «неслучайных» травм. Повторное обращение пациента с теми же жалобами указывает на закономерное патогенетическое воздействие на организм неустраненной причины травмирования опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике такими причинами могут быть физические упражнения, многократно выполненные с превышением предельно допустимой нагрузки на ткани мышц, костей и суставов. В таких случаях травмы бывают неизбежны, и крайне необходимо вовремя выявить причину травмирующего воздействия для предотвращения травмы, имеющей неслучайный характер. Для решения этой задачи применяются биомеханические методы исследования двигательных способностей спортсмена и техники спортивных двигательных действий: динамометрия односуставных движений и опорных реакций, кинематический анализ двигательных действий [10, 16, 17]. Использование этих методов позволяет выявить сформированную у спортсмена патогенетическую двигательную программу, реализация которой в повседневных двигательных действиях вызывает в сегментах тела локальные силы, превышающие предел прочности соответствующих биологических тканей.

4. Закрепление полученных результатов – 2 этап реабилитации. Сюда относятся методы лечебной физкультуры, массаж, банки, рефлексотерапия, методы биологически-обратной связи (обучение навыкам саморегулии, самоконтролю, концентрации и расслабления) и составление плана ОФП для устранения неправильных стереотипов движений и формирования гармоничных стереотипов движения, профилактирующих спортивный травматизм. Эти процедуры позволяют закрепить эффект от первого этапа реабилитации и профилактировать спортивные травмы на тренировках и соревнованиях.

Научное и опытное обоснование. В наших случаях нейрофизиологические и ортопедо-неврологические тесты проводились, в основном, следующим образом. Для оценки состояния корешков спинного мозга проводили накожную и стимуляционную игольчатую электронейромиографию (ЭНМГ). Критерием поражения корешка при стимуляционной ЭНМГ было снижение амплитуды М-ответа (для каждого исследованного нерва существуют свои критерии нормы) и изменение (выпадение, демиелинизация, аксонопатия) F-волны. Признаками патологии при игольчатой ЭНМГ была перестройка потенциалов двигательных единиц (ПДЕ) по нейрогенному типу, что проявлялось повышением амплитуды регистрируемого ответа. Признаком патологических изменений при сегментарной ТМС было увеличение корешковой задержки. Поврежденный корешок локализовали исходя из оценки близлежащих сегментов по алгоритму Wilbourn A.J., Aminoff M.J. (1998) [4, 8].

Признаками аксонального поражения по данным стимуляционной ЭМГ являлось снижение амплитуды М-ответа пораженной мышцы. При этом с других мышц, которые иннервировались тем же нервом, амплитуда М-ответа сохранялась в пределах нормальных значений, а скорость проведения по нерву не снижалась. Проведения по сенсорному нерву могло оставаться в пределах нормальных значений.

Скорость проведения по двигательным корешкам спинного мозга оценивали с помощью сегментарной магнитной стимуляции, вычисляя время корешковой задержки. Увеличение этого показателя свидетельствовало о демиелинизирующемпроцессе в корешке [5, 6]. Безусловно ЭНМГ коррелируется с МРТ и функциональными рентгенологическими пробами.

Ортопедический осмотр необходим для выявления врожденных и приобретенных патологических изменений опорно-двигательного аппарата, например, таких как диспластический синдром соединительной ткани, дисплазии суставов. Особое внимание во время ортопедического обследования необходимо уделять стопам, так как вся ортопедическая патология стоп напрямую связана со спортивным травматизмом опорно-двигательного аппарата [5, 6]. Мануальное тестирование шейного отдела, а, при необходимости, и ультразвуковая доплерография сосудов шеи, применялось при проблемах, связанных со снижением мозгового кровотока по позвоночным артериям, что часто бывает при функциональных блоках в шейном отделе или в атлантозатылочном переходе.

Проведение противовоспалительных процедур перед выполнением биомеханических тестов было необходимо, прежде всего, для купирования болевого синдрома и профилактике прогрессирования воспалительного отека, а также для исключения влияния острой боли на результаты тестов.

Последовательность применения биомеханических тестов основывалась на статистике травм среди спортсменов [3, 19, 20]. Наиболее частыми причинами травм были отмечены: двигательная асимметрия [14, 15, 26] и неэффективная спортивная техника [12,13].

Таким образом, применение изокинетического динамометра Biodex System было направлено на исследование моментов сил, развиваемых мышцами в парных суставах. Различия более 10% в скоростно-силовых возможностях мышц, обслуживающих парные суставы, указывало на наличие существенной асимметрии, требующей особого внимания и устранения средствами физической культуры [15]. Использование динамометрических платформ AMTI требовалось для установления ударных перегрузок во время взаимодействия с опорой при выполнении целостных многосуставных упражнений (прыжки, бег, ходьба) [11, 13]. Соотнесение пиков силы реакции опоры в различные фазы двигательного действия давало возможность определить некомпенсируемую чрезмерную нагрузку, являвшейся следствием патогенетической двигательной программы. А применение трёхмерного кинематического анализа с помощью оптико-электронного апаратно-программного комплекса Qualisys позволяло выявлять травмоопасные элементы спортивной техники в соответствии с алгоритмом модифицированного подхода [10].

Заключение. Комплексная методика нейробиомеханической диагностики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и нервной системы у спортсменов-пилотов тепловых аэростатов дает необходимую информацию для врача спортивной медицины, ортопеда, невролога и нейрохирурга о возможности выбрать алгоритм лечения и реабилитации и, зачастую, обойтись без операции и полностью восстановить функциональную активность методами консервативного комплексного лечения. Совмещение методов неврологии и биомеханики формирует максимально полную картину причин и следствий нарушений двигательной сферы человека. Особенности спортивной двигательной деятельности предполагают наличие регулярных повторных нагрузочных воздействий на организм, и при сформированной у спортсмена патогенетической двигательной программе выполнения спортивных двигательных действий возможно неоднократное возникновение повторяющихся травм. В связи с этим предлагаемая комплексная методика диагностики рекомендуется к включению в углубленное медицинское и этапное комплексное обследование спортсменов для профилактики «неслучайного» травматизма.

Литература

1. Cornelis van Helden Competition director’s insight or how to pick the brain of A CD. http://www.my-e-book/author/cvanhelden.

2. Medvedev V.G. Modificated integrative approach to the study of sport movement technique for pedagogical researches / V.G. Medvedev // Publication of scientific abstracts. The XI Annual International Conference for Students and Young Researchers “Modern University Sport Science”, RSUPESY&T. – M., 2017. – P. 201-205.

3. Ostrovenko D.A., Medvedev V.G. Pedagogical approaches of reducing injuries rate in BMX-racing / D.A. Ostrovenko, V.G. Medvedev // Proceedings of XIII International Scientific and Practical Conference of Students and Young Scientists “Modern University Sport Science”, RSUPESY&T. – M., 2019. – P. 196-198.

4.Wilbourn A.J., Aminoff M.J. AAEM minimonograph 32: the electrodiagnostic examination in patients with radiculopathies. American Association of Electrodiagnostic Medicine // Muscle Nerve. – 1998. – No. 21(12). – P. 1612-1631.

5.Горелов И.В. Первый шаг к здоровью / Горелов И.В. // Мир дзюдо март- 2019. - С. 74-75.

6.Горелов И.В. Патология стопы / Горелов И.В. // Мир дзюдо февраль - 2019. - С. 74-75.

7.Казакова, Н. Е. Первые опыты психофизиологических исследований человека в условиях воздушного полета // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Росийская Академия наук, Институт психологии; отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – Москва, 2017. – С. 237-244.

8.Косс В.В. Опыт применения химотрипсина и средств восстановительного лечения при секвестрированных межпозвонковых грыжах поясничного отдела позвоночника / Косс В.В., Мануковский В.А., Яворский А.Б., Синкин М.В., Тихомиров И.В. // Журнал «Терапевт» №12 (131). - 2017. – С. 18-26.

9.Косс В.В. Болезнь лучше предотвратить, чем лечить / Косс В.В. // Мир Дзюдо май-июнь – 2019. – С.76-77.

10.Медведев В.Г. Алгоритм педагогических исследований техники спортивных двигательных действий / В.Г. Медведев // Вестник педагогики физической культуры и спорта. – 2018. – № 1. – С. 5-16.

11.Медведев В.Г. Антропоморфная мехатроника для спорта и медицины / В.Г. Медведев // Российский журнал биомеханики. – 2020. – Т. 24. – № 2. – С. 232-242.

12.Медведев В.Г. Категория «техника» в понятийном аппарате теории спорта и физического воспитания / В.Г. Медведев // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2018 г.). – Н. Новгород: Мининский университет, 2018. – Т. II. – 2018. – С. 276-281.

13.Медведев В.Г. Контроль динамических характеристик прыжковых упражнений у баскетболистов высокой квалификации / В.Г. Медведев // Актуальные проблемы биохимии и биоэнергетики спорта XXI века: материалы Всероссийской научной заочной конференции (Москва, 10-12 апреля 2018 г.) / под общ. ред. Р.В. Тамбовцевой и др. – М.: РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2018. – С. 84-90.

14.Медведев В.Г. Латеральная асимметрия при выполнении маневрирования с шайбой в хоккее на льду / В.Г. Медведев, А.П. Давыдов // Актуальные проблемы биохимии и биоэнергетики спорта XXI века: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции 25-26 апреля 2016 г. / под общ. ред. Р.В. Тамбовцевой и др. – Москва: Изд-во РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2016. – С. 75-80.

15.Медведев В.Г. Локальная асимметрия у спортсменов: гольф / В.Г. Медведев // Актуальные проблемы биохимии и биоэнергетики спорта XXI века: материалы Всероссийской научной заочной конференции (Москва, 10-12 апреля 2018 г.) / под общ. ред. Р.В. Тамбовцевой и др. – М.: РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2018. – С. 211-216.

16.Медведев В.Г. Методология исследования двигательных действий в педагогической биомеханике / В.Г. Медведев // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы VIII международной научной конференции студентов и молодых ученых (20-21 апреля 2018 г., Улан-Батор, Монголия). – Улан-Батор, 2018. – С. 150-153.

17.Медведев В.Г. Методы исследования техники двигательных действий в педагогической и спортивной биомеханике / В.Г. Медведев // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции по спортивной науке. – М.: ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта, 2018. – С. 6-10.

18.Медведев В.Г. Модификация интегративного подхода к изучению и оценке техники двигательных действий в педагогических исследованиях / В.Г. Медведев // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2018 г.). – Н. Новгород: Мининский университет, 2018. – Т. II. – 2018. – С. 295-298.

19.Медведев В.Г. Травматизм в ВМХ-Race // В.Г. Медведев, А.С. Дышаков // Экстремальная деятельность человека. – 2015. – №2 (35). – С. 75-78.

20.Островенко Д.А. Организационно-педагогические подходы к снижению травматизма в BMX-racing / Д.А. Островенко, В.Г. Медведев // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте: материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 23-24 ноября 2017 г./ РГУФКСМиТ, МГАФК; ред.-сост. А.Н. Фураев. – М.: Малаховка, 2017. – С. 84-90.

21.Полосухин П.П. Записки спортсмена-воздухоплавателя и парашютиста. М., 1958. – 232 с.

22.Таланов А.В. Все о воздушных шарах. – М., 2002. – 271 с.

23.Селезнева Ю. А. Особенности подготовки в воздухоплавательном спорте в категории свободные (тепловые) аэростаты // Экстремальная деятельность человека. Научно-методический журнал / №3 (57) 2020. С. 40-44.

24.Селезнева Ю. А., Меняйло И.Г. Развитие воздухоплавательного спорта в России на современном этапе / Ю. А. Селезнева, И. Г. Меняйло // Экстремальная деятельность человека. – 2020. – № 4(58). – С. 63-65.

25.Шалманов А.А. Асимметрия в движениях тяжелоатлетов при выполнении классических упражнений во время соревнований / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников, В.Г. Медведев // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Малаховка, МГАФК. – 2014. – С. 144-148.

26.Шалманов А.А. Методы исследования двигательных действий и технического мастерства спортсменов в спортивной биомеханике / А.А. Шалманов, Е.А. Лукунина, В.Г. Медведев // Наука о спорте: Энциклопедия систем жизнеобеспечения. – Изд-во ЮНЕСКО. – 2011. – С. 165-178.

27.Шифрин Д.М. В полете! – Великие Луки, 2015. – 199 с.